Преображение Господне

icon.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 1 гость онлайн

Регистрация






       Кто не знает, как тесны и томительны дороги, прорезающие живые громады сибирского простора. Едешь-едешь, путешествуя по Иркутской епархии, от села до села и, кажется, не будет им конца. Особенно капризно испытывают они по низовью Лены. Но вот за очередным поворотом вспыхнет под солнцем шатровое возглавие храма и заиграет, развернется воздух, обильно изливая свет на яркое и обязательное его своеобразие, и вмиг повеет Русью и древностью, а потом уже увидишь и само село, крупно рассаженное под его незримыми крылами. Высоко воздвигал русский человек Престол Божий. Чтобы первым он встретил иноземца и открылся ему сразу со всех сторон всем своим видом вразумляя и уясняя ему, что на этой земле является основой и вершиной. И только когда подъедешь близко, тогда и различишь уже проявляющиеся в нашей жизни знаки разрухи. И редко в каком-нибудь селе и старушка скажет тебе, как звался этот храм и кто его ставил. Выбили из нынешних поколений и сам церковный язык, кровно связующий их с Богом. И стоят эти храмы безымянными по всей нашей земле, скорбно и отрешенно глядя пустыми глазницами окон на всю пустеющую и чуждую им жизнь вокруг. Одинокие, диковинные. Как вещие птицы, как явление иного народа, иной цивилизации! Последние, исчезающие уже символы нашей усыновленности Богу. Что имеем не храним, потерявши плачем! Горькое чувство возникает у нас, нерадивых потомков, когда вглядываясь в фотографии Иркутских церквей, понимаешь как богато и бесценно было наследие, оставленное отцами, и велики, ни с чем не сравнимы потери. Но и радостно от того, что осознаешь принадлежность свою к великому народу, сотворившему на этой земле столь изумительную и неизъяснимую красоту. Забывчив человек, да Господь памятлив! И волею Его вновь животворят душу святые имена храмов: и Спаса Нерукотворного Образа, и Покрова Богородицы, и Святителя Николая Чудотворца, и Константина и Елены и Алексия, Божия человека, и святителей Иннокентия и Софрония, и всех не перечислить.
       


          "Древность Иркутска достопочтенна, ее можно уподобить той эпохе человеческой жизни, которая упрочив счастье потомков может требовать уважение и внимание чад своих". Согласившись с утверждением Алексея Мартоса, побывавшем в Иркутске в начале XIX века, убежденно добавим: Достопочтенна древность всей Иркутской земли! И впрямь она требует к себе благоговейного и трепетного отношения. Потому что она прежде всего со¬кровенна, религиозна, православна! Русский человек осваивал здешние края, можно сказать, Святым Духом. Престол Божий - вот на чем зарождалась и зиждилась национальная жизнь Сибири. Им она преображалась и осваивалась. Сокрыто и бережно хранил россиянин благодать Божию в душе, продвигая престол Господень с Киевского изначалия, через Москву и всю Россию сюда, к северу, и в непролазных дебрях сибирской тайги прежде всего крестом и храмом утверждал здесь православную веру. Святая Церковь в изобилии окормляла всю бескрайность Сибири, благоустраивая и защищая ее. Под омофором наших святителей и просветителей Сибирь расцвела и богатела. Земляки наши не знали ни голодов, ни моров, ни завоеваний, ни крепостного права! Господь промыслительно хранил ее для будущего. К дореволюционному периоду Иркутской губернии не было и селения на ее земле, где не стоял бы храм. Они воздвигались в ее городах и селах, малых деревнях и приисках, солдатских округах и каторжных отделениях. Были домовыми, больничными, миссионерскими, студенческими. Победная песнь и Торжество Православия созидали наши края. И русский человек был устроителем Сибири и ее хозяином! И если он сам, порой не без "доброжелательной" помощи, забывает об этом, то глубинная память православного храма, простой и приметливый говорок русского узорочья, родственность луковиц и древность шатровых покрытий, святость иконостасов и заботливость колоколен, напомнят ему об этом. Эти меты кодовые. Недаром они так злостно уничтожались. Но Бог поругаем не бывает. Намоленные церкви источают свою благодать везде, даже там, где их давно осквернили и снесли и где сейчас вместо обителей скотные дворы или склады: и там сама земля полна светоносной энергии и непобедимого духа. Россия - феникс - вещая славянская птица. Она из пепла восстает! Приходит время и вместе со святыми именами храмов являются современнику имена отечественных плотников, каменщиков, архитекторов, мастеров, живописцев, вкладчиков и меценатов. Они взывают к нашей благодарности. Этот труд рождает надежду, что сибиряки вновь обретут утерянное, восстановят порушенное и умножат свое великое наследие. 
   
Господь да хранит тебя!


источник: И.В. Калинина. Православные Храмы Иркутской епархии XVII – начало XX века. Научно-справочное издание. Москва. Галарт, 2000.

 

Хостинг

Хостинг для данного сайта предоставлен www.orthodoxy.ru

Баннеры

Сервер 'Россия Православная'

Реквизиты

Московский Патриархат
Иркутская и Ангарская Епархия
Спасо-Преображенский Храм
665470, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское,
ул. Карла Маркса, 19
Спасо-Преображенский приход г. Усолье-Сибирское
ИНН 3819004194, КПП 381901001
р/с 40703810100000000020, ЗАО Гринкомбанк,
г. Усолье-Сибирское
БИК 042502710, к/с 30101810000000000710

Статистика

Пользователи : 11725
Статьи : 41
Просмотры материалов : 28407
Main page Search