Преображение Господне

icon.jpg

Сейчас на сайте

Сейчас 4 гостей онлайн

Регистрация



Усекновение главы Иоанна Предтечи

 




 

 

Рождеству сотворяему безстуднаго Ирода,
Скверныя плясавицы исполняшеся сложения слятвы:
Предтечева глава отсекшися,
Яко снедь, ношашеся на блюде возлежащим.
О, пира мерзка,
Непреподобна деяния
И убийства исполнена!..

Пляса ученица вселукаваго диавола
И главу твою, Предтече, мзду взят.
О, пира, исполнена кровей!
Лучше бе не клятися, Ироде беззаконне, лжи внуче.
Аще ли же и клялся еси,
Но не о добре клялся:
Лучше бе солгавшу жизнь получити,
Неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути.
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша,
Достойно чтуще, ублажаем.

Из стихир на «Господи, воззвах.» на Всенощной Усекновения главы Иоанна Предтечи.





После совершения Крещения Христа Иоанн Предтеча продолжал свою проповедническую деятельность. Бесстрашие, с которым он обличал власть имущих, не могло не привести к трагическим для него последствиям - правдивого слова тогда боялись, как и во все времена, а с обличителями расправа была, как и всегда, короткой и беспощадной. На этот раз Иоанн посягнул в своих обличениях на личную жизнь самого царя.

В то время, в 32 году по Рождестве Христовом, Иудея была разделена римлянами на четыре области - для большей легкости управления. Во главе каждой области стоял царек - марионетка римского режима. Одной из таких областей, Галилеей, управлял Ирод Антипа.

Царь был женат на дочери аравийского царя Арефы, но оставил ее и стал в открытую сожительствовать с женой своего брата, Иродиадой.


Властолюбивая красавица полностью подчинила себе слабовольного царя и была фактической правительницей Галилеи, той самой «шеей, которая вертит головой».

Иоанн, справедливо полагая, что царь должен быть образцом для подданных и в личной жизни, неоднократно обличал Ирода в безнравственном сожительстве. Ирод злился, но терпел - все-таки Иоанн уже успел завоевать любовь и почитание народа как мудрый пророк, а царь побаивался народного гнева.

Однако Иродиада терпеть наглого оборванца (таким ей представлялся пророк), оскорблявшего ее, не собиралась. Непрестанно наущала она своего мужа против Иоанна. В конце концов, чтобы избавиться от занудных уговоров жены и чтобы все-таки не причинять особого вреда Иоанну, которого он невольно уважал, Ирод заключил Иоанна в темницу и потихоньку приказал тюремщикам обращаться с ним получше. Так Ирод думал, что «и волки будут сыты, и овцы целы».

Но не тут-то было! Иродиада не собиралась оставлять Иоанна в живых. Долго думала она, как погубить ей пророка, и вот уловила выгодный момент.

У Иродиады была дочь Саломея - молодая девица. Саломея была не только удивительно хороша собой, но славилась как необыкновенно искусная плясунья. Говорили, что никто не был в силах устоять перед очарованием ее танца. Ирод сам очень любил, когда Саломея радовала его своим искусством. Иродиада решила воспользоваться этой слабостью царя.

Наступил день рождения Ирода, и Иродиада приказала Саломее не просто сплясать перед царем, а превзойти самое себя. «Царь наверняка захочет наградить тебя за танец, - сказала Иродиада, - но ты, прежде чем просить награду, посоветуйся со мной».

Ирод устроил богатый пир. Гости ели, пили, веселились, говорили здравицы в честь царя, но втайне все с нетерпением ожидали обещанного танца Саломеи. И вот красавица- плясунья появилась.

История не сохранила подробностей ее танца, известно лишь, что он был восхитителен. Замолкли последние аккорды музыки, затих шорох легких босых ног по ковру, а гости сидели, зачарованные, не в силах вымолвить ни слова.

«Проси, что хочешь! - наконец воскликнул очнувшийся Ирод. - Клянусь своим царским словом - исполню все, что ты ни пожелаешь!». «Я спрошу у матери», - скромно ответила Саломея. Затем подошла к Иродиаде, и та что-то прошептала дочери на ухо.

Видно было, что Саломея пришла в недоумение от того, что ей сказала мать, но Иродиада вновь и вновь что-то настойчиво шептала ей. Наконец девушка отошла от матери и стала перед царем. «Я желаю, - громко сказала Саломея, - чтобы мне принесли на блюде голову пророка Иоанна».

Все застыли в ужасе - никто такого не ожидал, и прежде всего - сам Ирод. Вмиг праздничный хмель слетел с него - что было ему делать? Он совершенно не хотел казнить Иоанна, но и нарушить царское слово, данное перед всеми, не представлялось ему возможным. Долго царь пребывал в печальном недоумении, наконец, боязнь опозориться перед гостями все-таки взяла верх. Он вздохнул и приказал исполнить требование Саломеи.

Дальше все происходило быстро. Из темницы привели Иоанна. Он знал, куда его ведут, но был совершенно спокоен и сам склонил голову под меч. Все было кончено. Саломея со своим страшным трофеем на блюде подошла к матери и протянула блюдо ей.

Внезапно глаза головы открылись, и, глядя на царицу, она произнесла: «Нечестивая блудница, ты отяготила свою совесть еще и убийством. Покайся!». Все пришли в ужас, а Иродиада, выхватив из прически золотую шпильку, стала яростно тыкать ею в щеки и язык головы Иоанна.

Голову быстро унесли в покои царицы.

Но вечером, когда Иродиада, упиваясь своим торжеством, сидела и смотрела на голову поверженного врага, та вновь стала обличать ее. Тогда Иродиада схватила голову и выбросила ее в выгребную яму. «Там тебе и место, там ты замолчишь наконец», - подумала царица.

У царского домоправителя Хузы была супруга Иоанна, почитательница Предтечи. Она видела, как царица выбрасывала голову, и когда та удалилась, достала голову Предтечи из нечистого места, бережно омыла ее, умастила погребальными ароматами, положила в сосуд и с молитвой погребла на Елеонской горе, в одном из царских поместий. Тело же Предтечи отдали его ученикам, и те совершили достойное погребение.

Убийство пророка не прошло безнаказанным для семейства Ирода. Случилось так, что ближайшей зимой наступили сильные холода, и река Сикорикс, текшая вблизи царского дворца, покрылась льдом. Саломея захотела прогуляться по льду - это ей было в новинку. Когда она отошла уже довольно далеко от берега, лед под ней внезапно подломился, и Саломея оказалась в ледяной воде, лишь голова ее виднелась надо льдом. Острые края льдин сжимались вокруг ее шеи, и ноги царевны судорожно дергались в воде, как бы отплясывая последний, смертный танец. Наконец, льдины сдвинулись, и отрезанная голова Саломеи покатилась по ним. Тело же ее унесло течением, его так и не нашли, а голову принесли Иродиаде, как когда-то принесли ей голову Крестителя.

Отец законной жены Ирода, царь Арефа, решил отомстить зятю за бесчестие своей дочери-царицы, которую Ирод оставил ради Иродиады, и напал на Галилею. Войска Ирода потерпели поражение. Видя такое бессилие своего ставленника, римский император Гай Юлий Цезарь Калигула лишил Ирода престола и сослал вместе с Иродиадой в Галлию, а затем - в Испанию. Там, во время землятрясения, эта преступная чета была поглощена разверзшейся землей.

О мученической кончине Иоанна Крестителя повествуют Евангелисты Матфей и Марк.


История эта заставляет задуматься о многом. Тут и порицание шумных празднеств с пьяным, безудержным веселием, когда человек, разгоряченный вином, плохо контролирует свои поступки, перестает быть хозяином себе и своему слову, а слово - не воробей! Тут и мысль о том, что все мы можем невольно оказаться предателями по отношению к невинному человеку, побоявшись повредить себе во мнении окружающих, как побоялся когда-то этого Ирод. И - что такое мнение окружающих, клятва, слово, данное сгоряча? имеет ли все это ценность по сравнению с ценностью жизни человеческой? Стоит ли вообще клясться? «Не клянитесь», - позже скажет Иисус. И много других раздумий вызывает это скорбное евангельское повествование.

Прошло много лет, и уже в христианские времена земля, где упокоилась святая глава Иоанна Предтечи, перешла в собственность некоему Иннокентию, благочестивому вельможе. Тот решил построить в своем поместье церковь, и при рытье фундамента был обретен сосуд со святой главой. Она сохранилась нетленной, и при ее обретении совершились различные чудеса и исцеления. Но, боясь поруганий от иноверцев, Иннокентий вновь скрыл главу в том же месте.

Уже в правление Константина Великого два инока направились в паломничество в Иерусалим. Когда они заночевали в пути, им обоим во сне явился Иоанн Предтеча и указал место нахождения своей честной главы. Этот сон повторился еще раз. Иноки пошли на указанное место и обрели там главу пророка. Они положили ее в мешок из верблюжьей шерсти и направились домой. Но нести главу было им лень, они встретили по дороге незнакомого человека (он был горшечником) и заставили его нести ношу. Горшечник плелся позади монахов, таща мешок с главой на спине. Вдруг перед ним предстал сам пророк Предтеча и сказал: «Беги от этих нерадивых людей и сохрани святыню у себя». Горшечник так и сделал.

В его семье честная глава хранилась и передавалась из поколения в поколение в запечатанном сосуде, пока ее не похитил священник-арианин Евстафий. Хвастаясь имевшейся у него святыней, он многих привлек в арианскую ересь. Когда же арианство стало терять свою популярность, Евстафий закопал главу в пещере близ города Емессы, а сам бежал, надеясь при более благоприятных временах забрать святыню. Но в пещере поселились благочестивые иноки, и вскоре возник монастырь.

В 452 году архимандриту этого монастыря Маркеллу явился Иоанн Предтеча и указал место захоронения своей главы. Святыню торжественно перенесли в Емессу, а затем - в Константинополь. Церковь празднует первое и второе Обретение главы Иоанна Крестителя 9 марта по новому стилю.

В 850 году в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой Иоанна Златоуста. Священную главу увезли снова в Емессу, а оттуда, во время иконоборческих гонений - в Комны. После утверждения иконопочитания патриарху Игнатию было явлено место хранения святыни. Главу вновь обрели и перенесли в придворную Константинопольскую церковь. Часть главы сейчас хранится на Афоне. Праздник третьего Обретения главы святого Иоанна Предтечи - 7 июня по новому стилю.

Почитание дня Усекновения главы Иоанна Предтечи было установлено еще его учениками. Сейчас это один из великих праздников Превославной Церкви. В честь этого события установлен строгий пост, как знак скорби христиан о казни великого пророка.

Хотя это многими считается церковным суеверием, но некоторые благочестивые христиане изберают в этот день есть что-либо круглое - например яблоки, картофель, арбузы, так как все это напоминает отсеченную голову.

Само время, окружающее дату Усекновения главы Иоанна Предтечи, - скорбное, словно Господь не перестает напоминать человечеству о злодеянии, произошедшем почти два тысячелетия назад.
Стечение ли это обстоятельств, еще что-либо, но:

  • 9 сентября 1990 года был злодейски убит протоиерей Александр Мень (усечен во главу!).
  • В 1999 году - 9 и 13 сентября террористические взрывы жилых домов на ул. Гурьянова и на Каширке в Москве. Можно привести еще примеры.


  • И, наконец, 11 сентября 2001 года - взрыв Торгового центра в Нью-Йорке, потрясший не только Америку, но и весь мир.
  •  

Пророк Иоанн Креститель был казнен за год до Крестной смерти и Воскресения самого Иисуса Христа. Воистину, Иоанн был настоящим Предтечей - то есть предшественником Христа во всем - и в рождении, и в выходе на проповедь Крещения и Покаяния, и - в мученической смерти за правду.

Усекновение главы Иоанна Предтечи - день скорбный, когда хорошо бы задуматься о том, какие последствия могут иметь наши слова и наши деяния - не только для нас лично, но и для последующих поколений...

 

Хостинг

Хостинг для данного сайта предоставлен www.orthodoxy.ru

Баннеры

Сервер 'Россия Православная'

Реквизиты

Московский Патриархат
Иркутская и Ангарская Епархия
Спасо-Преображенский Храм
665470, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское,
ул. Карла Маркса, 19
Спасо-Преображенский приход г. Усолье-Сибирское
ИНН 3819004194, КПП 381901001
р/с 40703810100000000020, ЗАО Гринкомбанк,
г. Усолье-Сибирское
БИК 042502710, к/с 30101810000000000710

Статистика

Пользователи : 11725
Статьи : 41
Просмотры материалов : 28414
Main page Search